Аналитическая часть I. Оценка образовательной деятельности Образовательная деятельность в Школе организуется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования, СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», другими нормативными правовыми актами, которые регулируют деятельность образовательных организаций, основными образовательными программами. локальными нормативными актами Школы. Учебный план 1–4-х классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования (реализация ФГОС НОО), 5–9-х классов – на 5-летний нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего образования (реализация ФГОС ООО), 10–11-х классов – на 2-летний нормативный срок освоения образовательной программы среднего общего образования (реализация ФГОС СОО). В 2020 году в результате введения ограничительных мер в связи с распространением коронавирусной инфекции часть образовательных программ в 2019/2020 и в 2020/2021 учебных годах пришлось реализовывать с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Результаты педагогического анализа, проведенного по итогам освоения образовательных программ в дистанционном режиме, свидетельствуют о снижении результативности образовательной деятельности в начальной и основной школе. Причину данной ситуации видим в следующем: недостаточное обеспечение обучающихся техническими средствами обучения – компьютерами, ноутбуками и др., высокоскоростным интернетом; недостаточное внимание родителей (законных представителей) обучающихся при организации домашней обстановки, способствующей успешному освоению образовательных программ; не успешность работников Школы в установлении полноценного взаимодействия с родителями, проведении достаточных разъяснений о включенности в дистанционные занятия и значимости их для обучающихся. Исходя из сложившейся ситуации, в плане работы Школы на 2021 год необходимо предусмотреть мероприятия, минимизирующие выявленные дефициты, включить мероприятия в план ВСОКО. Воспитательная работа В 2020 году Школа провела работу по профилактике употребления психоактивных веществ (ПАВ), формированию здорового образа жизни и воспитанию законопослушного поведения обучающихся. Мероприятия проводились с участием обучающихся и их родителей. Были организованы: участие в конкурсе социальных плакатов «Я против ПАВ»; антинаркотический марафон « Дагестан – за здоровое поколение!» проведение классных часов и бесед на антинаркотические темы с использованием ИКТ-технологий; Дополнительное образование Дополнительное образование ведется по программам следующей направленности: естественнонаучное; техническое; художественное; физкультурно-спортивное; туристско-краеведческое. Во второй половине 2019/2020 учебного года и в первой половине 2020/2021 учебного года пришлось ввести дистанционные занятия по программам дополнительного образования. Учет родительского мнения показал, что почти половина родителей (законных представителей) обучающихся не удовлетворены подобным форматом занятий по дополнительному образованию. Анализ данных по посещению детьми занятий дополнительного образования показывает снижение показателя по охвату в связи с переходом на дистанционный режим, особенно по программам технической и физкультурно-спортивной направленности, что является закономерным. II. Оценка системы управления организацией Управление осуществляется на принципах единоначалия и самоуправления. Органы управления, действующие в Школе Наименование органа Функции Директор Контролирует работу и обеспечивает эффективное взаимодействие структурных подразделений организации, утверждает штатное расписание, отчетные документы организации, осуществляет общее руководство Школой Управляющий совет Рассматривает вопросы: Педагогический совет развития образовательной организации; финансово-хозяйственной деятельности; материально-технического обеспечения Осуществляет текущее руководство образовательной деятельностью Школы, в том числе рассматривает вопросы: развития образовательных услуг; регламентации образовательных отношений; разработки образовательных программ; выбора учебников, учебных пособий, средств обучения и воспитания; материально-технического обеспечения образовательного процесса; аттестации, повышения квалификации педагогических работников; координации деятельности методических объединений Общее собрание работников Реализует право работников участвовать в управлении образовательной организацией, в том числе: участвовать в разработке и принятии коллективного договора, Правил трудового распорядка, изменений и дополнений к ним; принимать локальные акты, которые регламентируют деятельность образовательной организации и связаны с правами и обязанностями работников; разрешать конфликтные ситуации между работниками и администрацией образовательной организации; вносить предложения по корректировке плана мероприятий организации, совершенствованию ее работы и развитию материальной базы Для осуществления учебно-методической работы в Школе создано семь предметных методических объединения: 1. М/О учителей математического цикла(математики, физики и информатики) – руководитель Асадуллаева Э.Р.; 2. М/О учителей русского языка и литературы– руководитель Меджидова И.М.; 3. М/О учителей естественно-гуманитарного цикла – руководитель Мирзоева Ф.С.; 4. М/О учителей художественно-эстетического цикла - руководитель Магомедова П.А. (высшая квалификационная категория); 5. М/О учителей английского языка - руководитель -Магарамова А.К.; 6. М/О учителей родных языков - руководитель Мирзоева С.З.(соответствие занимаемой должности); 7. М/О учителей начальных классов–руководитель Бейдулаева О.И. (высшая квалификационная категория). В целях учета мнения обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в Школе действуют Совет обучающихся и Совет родителей. По итогам 2020 года система управления Школой оценивается как эффективная, позволяющая учесть мнение работников и всех участников образовательных отношений. В следующем году изменение системы управления не планируется. III. Оценка содержания и качества подготовки обучающихся Статистика показателей за 2017–2020 годы № п/п Параметры статистики 2017–2018 2018–2019 учебный год учебный год 2019–2020 учебный год На конец 2020 года 1 Количество детей, обучавшихся на конец учебного года, в том числе: 336 348 361 357 – начальная школа 160 162 161 160 – основная школа 141 166 178 179 – средняя школа 35 20 23 18 – начальная школа – – – – – основная школа – – – средняя школа – – – – 2 Количество учеников, оставленных на повторное обучение: Не получили аттестата: 3 – об основном общем – образовании – – – – среднем общем образовании – – – – – в основной школе 1 0 3 – – средней школе 5 1 2 – Окончили школу с аттестатом особого образца: 4 Приведенная статистика показывает, что положительная динамика успешного освоения основных образовательных программ сохраняется, при этом стабильно растет количество обучающихся Школы. 5 обучающихся с инвалидностью в 2020 году в Школе. Результаты освоения учащимися программ начального общего образования по показателю «успеваемость» в 2020 году Класс ы Всег Из них о успеваю обуч- т ся Кол % -во Окончили год Окончили год Не успевают Всего С отметкам и «4» и «5» Переведен ы условно Из них н/а % С отметкам и «5» % Кол % Кол % Кол-во -во во % 2 41 41 10 0 18 4 4 9 2 2 0 0 0 0 0 0 3 42 42 10 0 16 3 8 9 2 4 0 0 0 0 0 0 4 42 42 10 0 10 2 4 15 3 6 0 0 0 0 0 0 Итого 125 125 10 0 44 3 5 33 2 6 0 0 0 0 0 0 Если сравнить результаты освоения обучающимися программ начального общего образования по показателю «успеваемость» в 2020 году с результатами освоения учащимися программ начального общего образования по показателю «успеваемость» в 2019 году, то можно отметить, что процент учащихся, окончивших на «4» и «5», вырос на 5 процентов (в 2019 был 30%), процент учащихся, окончивших на «5» стабилен (в 2019 – 33%). Результаты освоения учащимися программ основного общего образования по показателю «успеваемость» в 2020 году Класс ы Всег о обучся Из них успеваю т Кол % -во Окончили год Не успевают Окончили год Всего С С отметкам отметкам % и и «4» и «5» «5» Из них н/а Переведен ы условно Кол Кол % % % Кол-во % во во 5 36 36 10 0 13 3 6 5 1 4 0 0 0 0 0 0 6 42 42 10 0 12 2 9 2 5 0 0 0 0 0 0 7 30 30 10 0 6 2 0 2 7 0 0 0 0 0 0 8 32 32 10 0 6 1 9 3 9 0 0 0 0 0 0 9 39 39 10 0 11 2 8 3 7 0 0 0 0 0 0 Итого 179 179 10 0 48 2 7 15 8 0 0 0 0 0 0 Если сравнить результаты освоения обучающимися программ основного общего образования по показателю «успеваемость» в 2020 году с результатами освоения учащимися программ основного общего образования по показателю «успеваемость» в 2019 году, то можно отметить, что процент учащихся, окончивших на «4» и «5», вырос на 3 процента (в 2019 был 24%), процент учащихся, окончивших на «5», вырос на 1 процент (в 2019 – 9%). В 2020 году учащиеся 9-х классов успешно сдали итоговое собеседование по русскому языку в качестве допуска к государственной итоговой аттестации. По итогам испытания все получили «зачет» за итоговое собеседование. Осенью 2020 года для учеников 5–9-х классов были проведены всероссийские проверочные работы, чтобы определить уровень и качество знаний за предыдущий год обучения. Ученики в целом справились с предложенными работами и продемонстрировали хороший уровень достижения учебных результатов. Анализ результатов по отдельным заданиям показал необходимость дополнительной работы. Руководителям школьных методических объединений было рекомендовано: спланировать коррекционную работу, чтобы устранить пробелы; организовать повторение по темам, проблемным для класса в целом; провести индивидуальные тренировочные упражнения по разделам учебного курса, которые вызвали наибольшие затруднения; организовать на уроках работу с текстовой информацией, что должно сформировать коммуникативную компетентность школьника: погружаясь в текст, грамотно его интерпретировать, выделять разные виды информации и использовать ее в своей работе; совершенствовать навыки работы учеников со справочной литературой. Повторная диагностика в виде контрольной работы по типу ВПР показала положительную динамику: 90% учеников справились с заданиями, которые вызвали затруднения на осенних ВПР. Результаты освоения программ среднего общего образования обучающимися 10, 11 классов по показателю «успеваемость» в 2020 году Из них успева Всег ют Класс о ы обуч -ся Кол % -во 10 Окончили полугодие Всего С отметка ми «4» и «5» Не успевают Окончили год Из них н/а С отметка % ми «5» % Переведе ны условно Кол Кол Кол% % -во -во во Сменил и форму обучен ия Кол % % во 10 10 10 0 3 3 0 1 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 6 6 10 0 4 6 7 2 3 3 0 0 0 0 0 0 0 0 16 16 10 0 7 4 4 3 1 9 0 0 0 0 0 0 0 0 11 Итого Результаты освоения учащимися программ среднего общего образования по показателю «успеваемость» в 2020 учебном году снизились на 15 процентов (в 2019 количество обучающихся, которые закончили полугодие на «4» и «5», было 59%), процент учащихся, окончивших на «5», снизилось на11 процентов (в 2019 было 30%). В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции на территории России, итоговое сочинение (изложение) в 2020 году было перенесено на 2021 год, поэтому итоговое сочинение (изложение) в 2020 году не проводилось. В 2020 году ОГЭ, ЕГЭ и ГВЭ отменили как форму аттестации для всех учеников на основании постановления Правительства от 10.06.2020 № 842. ЕГЭ сдавали только выпускники, которые планировали поступать в высшие учебные заведения. Школа выдавала аттестаты по результатам промежуточной аттестации, которую провели на основании рекомендаций Министерства просвещения и регионального министерства образования с учетом текущей ситуации: годовые оценки выставили по итогам трех прошедших четвертей. Оценки за 4-ю дистанционную четверть не отразились на итоговых баллах учеников. Анализ данных показывает: почти в два раза увеличилось число учеников 9-х и 11-х классов, которые получили аттестат особого образца в сравнении с итогами прошлого года. Результаты сдачи ЕГЭ в 2020 году Предмет Сдавали всего человек Сколько обучающихся получили 100 баллов Сколько обучающихся получили 90–98 баллов Средний балл Русский язык 6 0 0 73 Математика (проф.) 2 0 0 60 Физика 2 0 0 55 История 1 0 0 47 Обществознание 1 0 0 44 Итого: 6 0 0 56 Средний балл по ЕГЭ 90 80 70 75 73 66 78 60 60 50 48 40 30 20 10 0 75 70 63 55 51 47 48 44 2018 2019 2020 IV. Оценка организации учебного процесса Организация учебного процесса в Школе регламентируется режимом занятий, учебным планом, календарным учебным графиком, расписанием занятий, локальными нормативными актами школы. Образовательная деятельность в Школе осуществляется по пятидневной учебной неделе для 1-х классов, по шестидневной учебной неделе – для 2–11-х классов. Занятия проводятся в две смены для обучающихся 2–3-х классов, в одну смену – для обучающихся 1-4-х, 5–11-х классов. В соответствии с СП 3.1/2.43598-20 и методическими рекомендациями по организации начала работы образовательных организаций города Дербента в 2020/21 учебном году Школа: 1. Уведомила управление Роспотребнадзора по городу Дербенту о дате начала образовательного процесса; 2. Разработала графики входа учеников через четыре входа в учреждение; 3. Подготовила новое расписание со смещенным началом урока и каскадное расписание звонков, чтобы минимизировать контакты учеников; 4. Закрепила классы за кабинетами; 5. Составила и утвердила графики уборки, проветривания кабинетов и рекреаций; 6. Подготовила расписание работы столовой и приема пищи с учетом дистанцированной рассадки классов, учеников к накрыванию в столовой не допускали; 7. Разместила на сайте школы необходимую информацию об антикоронавирусных мерах, ссылки распространяли по официальным родительским группам в WhatsApp; 8. Закупила бесконтактные термометры, рециркуляторы передвижные и настенные для каждого кабинета, средства и устройства для антисептической обработки рук, маски многоразового использования, маски медицинские, перчатки. Запасы регулярно пополняются, чтобы их хватало на два месяца. V. Оценка востребованности выпускников Основная школа Пере Год шли в выпу Все 10-й ска го класс Школ ы Пере шли в 10-й класс друго й ОО Средняя школа Пошл и на Поступили в Поступили в Устрои срочн Поступ профессиона Все профессиона лись ую или льную го льную на служ в ВУЗ ОО ОО работу бу по приз ыву 2018 27 10 0 17 12 9 3 0 0 2019 22 12 0 10 8 6 1 0 1 2020 39 20 0 19 6 4 2 0 0 VI. Оценка качества кадрового обеспечения На период самообследования в Школе работают 36 педагогов. Из них 11 человек имеют среднее профессиональное образование. В 2020 году аттестацию прошли 2 человека – на первую квалификационную категорию. В целях повышения качества образовательной деятельности в школе проводится целенаправленная кадровая политика, основная цель которой – обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его развитии, в соответствии потребностями Школы и требованиями действующего законодательства. Основные принципы кадровой политики направлены: на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала; создание квалифицированного коллектива, способного работать в современных условиях; повышения уровня квалификации персонала. Оценивая кадровое обеспечение образовательной организации, являющееся одним из условий, которое определяет качество подготовки обучающихся, необходимо констатировать следующее: образовательная деятельность в школе обеспечена квалифицированным профессиональным педагогическим составом; в Школе создана устойчивая целевая кадровая система, в которой осуществляется подготовка новых кадров из числа собственных выпускников; кадровый потенциал Школы динамично развивается на основе целенаправленной работы по повышению квалификации педагогов. По итогам 2020 года Школа перешла на применение профессиональных стандартов. Из 36 педагогических работника Школы соответствуют квалификационным требованиям профстандарта «Педагог». В период дистанционного обучения все педагоги Школы успешно освоили онлайнсервисы, применяли цифровые образовательные ресурсы, вели электронные формы документации, в том числе электронный журнал и дневники учеников. VII. Оценка качества учебно-методического и библиотечно-информационного обеспечения Общая характеристика: объем библиотечного фонда – 13646 единиц; книгообеспеченность – 95 %; обращаемость – 4212 единиц в год; объем учебного фонда – 6589 единица. Фонд библиотеки формируется за счет федерального, местного бюджетов. Состав фонда и его использование: № Вид литературы Количество единиц в фонде 1 Учебная 6589 2 Педагогическая 138 3 Художественная 6577 4 Языковедение, литературоведение 225 5 Естественно-научная 145 6 Прикладные науки 110 Фонд библиотеки соответствует требованиям ФГОС, учебники фонда входят в федеральный перечень, утвержденный приказом Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345. Средний уровень посещаемости библиотеки – 10 человек в день. Оснащенность библиотеки учебными пособиями достаточная. Отсутствует финансирование библиотеки на закупку периодических изданий и обновление фонда художественной литературы. VIII. Оценка материально-технической базы Материально-техническое обеспечение Школы позволяет реализовывать в полной мере образовательные программы. В Школе оборудованы 19 учебных кабинетов, все кабинеты оснащены современной мультимедийной техникой, в том числе: лаборатория по физике; лаборатория по химии; лаборатория по биологии; компьютерный класс; столярная мастерская; кабинет технологии для девочек; кабинет ОБЖ. На первом этаже здания оборудован актовый зал. На втором этаже оборудованы столовая, пищеблок и спортивный зал. Асфальтированная площадка для игр на территории Школы оборудованы металлическими шестами, лестницами. IX. Оценка функционирования внутренней системы оценки качества образования В Школе утверждено Положение о внутренней системе оценки качества образования от 31.08.2020. По итогам оценки качества образования в 2020 году выявлено, что уровень метапредметных результатов соответствуют среднему уровню, сформированность личностных результатов высокая. По результатам анкетирования 2020 года выявлено, что количество родителей, которые удовлетворены общим качеством образования в Школе, – 63 процента, количество обучающихся, удовлетворенных образовательным процессом, – 68 процентов. В связи с организацией дистанцинного обучения в 2020 году чтобы снизить напряженность среди родителей и обеспечить доступ учеников к дистанционному обучению, администрация Школы выяснила технические возможности семей. Также на сайте Школы создали специальный раздел и поддерживали работу горячей телефонной линии, чтобы собрать информацию о проблемах в организации и качестве дистанционного обучения. За период весеннего дистанта поступило 37 обращений, большинство из которых были связаны с вопросами качества оказания интернет-услуг провайдерами. Чтобы выяснить степень удовлетворенности родителей и учеников дистанционным обучением, школа организовала анкетирование. Преимущества дистанционного образования, по мнению родителей: гибкость и технологичность образовательной деятельности, обучение в комфортной и привычной обстановке, получение практических навыков. К основным сложностям респонденты относят затрудненную коммуникацию с учителем – зачастую общение с ним сводится к переписке, педагоги не дают обратную связь, а разобраться в новом материале без объяснений сложно. 50% родителей отметили, что во время дистанционного обучения оценки ребенка не изменились, третья часть – что они улучшились, и 4% – что ухудшились. Хотя в целом формальная успеваемость осталась прежней, 45% опрошенных считают, что переход на дистанционное образование негативно отразилось на уровне знаний школьников. Результаты анализа показателей деятельности организации Данные приведены по состоянию на 30 декабря 2020 года. Показатели Единица Количество измерения Образовательная деятельность Общая численность учащихся человек 364 Численность учащихся по образовательной программе человек начального общего образования 153 Численность учащихся по образовательной программе человек основного общего образования 193 Численность учащихся по образовательной программе человек среднего общего образования 28 Численность (удельный вес) учащихся, успевающих на человек «4» и «5» по результатам промежуточной аттестации, (процент) от общей численности обучающихся 189 (52%) Средний балл ГИА выпускников 9 класса по русскому языку балл 3,8 Средний балл ГИА выпускников 9 класса по математике балл 3,7 Средний балл ЕГЭ выпускников 11 класса по русскому балл языку - Средний балл ЕГЭ выпускников 11 класса по математике балл - Численность (удельный вес) выпускников 9 класса, которые получили неудовлетворительные результаты на ГИА по русскому языку, от общей численности выпускников 9 класса человек (процент) 0 (0%) Численность (удельный вес) выпускников 9 класса, которые получили неудовлетворительные результаты на ГИА по математике, от общей численности выпускников 9 класса человек (процент) 0 (0%) Численность (удельный вес) выпускников 11 класса, которые получили результаты ниже установленного минимального количества баллов ЕГЭ по русскому языку, от общей численности выпускников 11 класса человек (процент) 0 (0%) Численность (удельный вес) выпускников 11 класса, которые получили результаты ниже установленного минимального количества баллов ЕГЭ по математике, от общей численности человек (процент) 0 (0%) выпускников 11 класса Численность (удельный вес) выпускников 9 класса, человек которые не получили аттестаты, от общей численности (процент) выпускников 9 класса 0 (0%) Численность (удельный вес) выпускников 11 класса, человек которые не получили аттестаты, от общей численности (процент) выпускников 11 класса 0 (0%) Численность (удельный вес) выпускников 9 класса, которые получили аттестаты с отличием, от общей численности выпускников 9 класса человек (процент) 3 (8%) Численность (удельный вес) выпускников 11 класса, которые получили аттестаты с отличием, от общей численности выпускников 11 класса человек (процент) 2 (33%) Численность (удельный вес) учащихся, которые человек принимали участие в олимпиадах, смотрах, конкурсах, (процент) от общей численности обучающихся 45 (12%) Численность (удельный вес) учащихся – победителей и человек призеров олимпиад, смотров, конкурсов от общей (процент) численности обучающихся, в том числе: − регионального уровня 1(0,2%) − федерального уровня 3 (0,7%) − международного уровня 0 (0%) Численность (удельный вес) учащихся по программам с углубленным изучением отдельных учебных предметов от общей численности обучающихся человек (процент) 0 (0%) Численность (удельный вес) учащихся по программам профильного обучения от общей численности обучающихся человек (процент) 0 (0%) Численность (удельный вес) учащихся по программам с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения от общей численности обучающихся человек (процент) 0 (0%) Численность (удельный вес) учащихся в рамках человек сетевой формы реализации образовательных программ (процент) от общей численности обучающихся 0 (0%) Общая численность педработников, в том числе количество педработников: человек − с высшим образованием 25 − высшим педагогическим образованием 25 − средним профессиональным образованием 11 − средним профессиональным педагогическим образованием 11 Численность (удельный вес) педработников с квалификационной категорией от общей численности таких работников, в том числе: человек (процент) − с высшей 5 (14%) − первой 2 (14%) Численность (удельный вес) педработников от общей численности таких работников с педагогическим стажем: человек (процент) − до 5 лет 4 (11%) − больше 30 лет 2 (6%) Численность (удельный вес) педработников от общей численности таких работников в возрасте: человек (процент) − до 30 лет 4 (11%) − от 55 лет 6 (17%) Численность (удельный вес) педагогических и человек административно-хозяйственных работников, которые (процент) за последние 5 лет прошли повышение квалификации или профессиональную переподготовку, от общей численности таких работников 3 (8%) Численность (удельный вес) педагогических и человек административно-хозяйственных работников, которые (процент) прошли повышение квалификации по применению в образовательном процессе ФГОС, от общей численности таких работников 3 (8%) Инфраструктура Количество компьютеров в расчете на одного учащегося единиц 0,095 Количество экземпляров учебной и учебнометодической литературы от общего количества единиц библиотечного фонда в расчете на одного учащегося единиц 7 Наличие в школе системы электронного документооборота да/нет нет Наличие в школе читального зала библиотеки, в том числе наличие в ней: да/нет нет − рабочих мест для работы на компьютере или нет ноутбуке − медиатеки нет − средств сканирования и распознавания текста нет − выхода в интернет с библиотечных компьютеров нет − системы контроля распечатки материалов нет Численность (удельный вес) обучающихся, которые могут пользоваться широкополосным интернетом не менее 2 Мб/с, от общей численности обучающихся человек (процент) 30 (8 %) Общая площадь помещений для образовательного процесса в расчете на одного обучающегося кв. м 3,13 Анализ показателей указывает на то, что Школа имеет достаточную инфраструктуру, которая соответствует требованиям СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и позволяет реализовывать образовательные программы в полном объеме в соответствии с ФГОС общего образования. Школа укомплектована достаточным количеством педагогических и иных работников, которые имеют высокую квалификацию и регулярно проходят повышение квалификации, что позволяет обеспечивать стабильных качественных результатов образовательных достижений обучающихся.